Культура Туниса

НА ПЛЯЖ
ЕГИПЕТ
КИПР
ОАЭ
ТУНИС
ТУРЫ
Египет
Общая информация
Достопримечательности
Пляжи и развлечения
Города и курорты
Разговорник
Советы туристам
Карта страны
Фотогалерея
Отели
Туры в Египет
Кипр
Общая информация
Достопримечательности
Пляжи и развлечения
Города и курорты
Разговорник
Советы туристам
Карта страны
Фотогалерея
Отели
Туры на Кипр
ОАЭ
Общая информация
Достопримечательности
Пляжи и развлечения
Города и курорты
Разговорник
Советы туристам
Карта страны
Фотогалерея
Отели
Туры в ОАЭ
Тунис
Общая информация
Достопримечательности
Пляжи и развлечения
Города и курорты
Разговорник
Советы туристам
Карта страны
Фотогалерея
Отели
Туры в Тунис

Рейтинг@Mail.ru

Подушки для уличной мебели - дизайн ресторанов.

Rambler's Top100

 

Тунис - Культура

Культура

Архитектура и изобразительное искусство

Древнейшие памятники искусства на территории Туниса восходят к капсийской культуре. От финикийской эпохи сохранились развалины храмов и др. зданий, некрополи, надгробные стелы и т.д., от римского времени - руины городов (Дугга, Тубурбо-Майус и др.) с многочисленными храмами и общественными сооружениями. В первые века н.э. особого расцвета достигло искусство мозаики.

Средневековая мусульманская архитектура Туниса формируется, сочетая влияние зодчества Ближнего Востока с элементами древнеримской строительной культуры (возводятся мечети с внутренними дворами, молитвенными залами, разделенными рядами колонн и арок и перекрытыми плоской балочной крышей, минареты, квадратные в плане дворцы и др. здания). Вокруг замков ("рабатов") и на месте древнеримских портов растут города, в застройке которых доминирует цитадель ("касба"). С X в. сложнее и красочнее становится архитектурный декор. В XI-XV вв. зодчество развивается преимущественно в русле испано-магрибского, а в XVI-XIX вв. - турецкого искусства. Для искусства средних веков Туниса характерны резьба по стуку, изготовление неполивной и глазурованной керамики, художественного стекла, строгих по форме ювелирных изделий, ковров, инкрустированного серебром и золотом оружия.

В первой половине XX в., вплоть до 1956 г. городское строительство в Тунисе велось преимущественно французскими архитекторами, которые (в особенности Б. Зерфюсс) стремились творчески сочетать местные строительные традиции и принципы европейского рационализма. С получением независимости выдвигаются зодчие-тунисцы (К.О. Какуб, Х. Амара и др.), развертываются работы по благоустройству городов, создаются новые с/х поселки, застраиваемые 1-этажными типовыми домами. В 1950-60-х гг. особенно интенсивно развивается и национальная школа изобразительного искусства, где противоречиво сосуществуют реалистическое (живописцы А. бен Салем и Х. Турки, монументалист и график Х. аль-Мекки, график Б. Дахак) и модернистское (скульптор Х. Селми, живописец и график З. Турки, живописец и керамист А. Горджи) направления. Главные виды декоративно-прикладного искусства современного Туниса - ковроделие (преимущественно ворсовые ковры яркой контрастной расцветки, с геометрическим, реже растительным узором), вышивка (полихромная и белая по тюлю), плетение кружев, изготовление керамики и ювелирных изделий, чеканка и инкрустация по металлу.

Литература

Письменность и литература существовали в Тунисе еще в I тыс. до н.э. на пуническом языке; в период римского господства ряд представителей мировой литературы (Апулей, Августин Блаженный и др.) были выходцами из Северной Африки, однако собственная литература Туниса сложилась только в арабо-мусульманский период и существует на арабском (с 1950-х гг. - отчасти на французском) языке.

Средневековая литература Туниса, в которой представлены все жанры классической арабской литературы, была связующим звеном между культурами мусульман Востока и мусульман Северной Африки и Испании. Черты самобытности появились в ней в X-XI вв. в творчестве поэтов-панегиристов Ибн Хани аль-Андалуси (931-73) и Али ат-Туниси (X в.), поэтов и прозаиков гедонистического направления Ибрахима аль-Хусри, Ибрахима ар-Ракика, Абд аль-Азиза ат-Тарифи и поэтов и филологов Ибн Рашика и Ибн Шарафа аль-Кайравани, труды которых вошли в число основных средневековых арабских поэтик. В XII-XIV вв. на фоне упадка классической арабской поэзии преобладали прозаические жанры, главным образом религиозные и философской дидактики. На вторую половину XIV в. приходится творчество магрибинского мыслителя Ибн Хальдуна и шейха ан-Нафзауи, автора научно-художественного трактата о чувственной любви "Благоухающий сад для развлечения души". В XV в. возникла богатая житийная литература суфийского толка и литература по истории городов, оказавшие влияние на формирование стиля современной прозы Туниса. В XVIII в. в условиях укрепления власти тунисских беев в Тунисе наблюдается некоторое оживление придворной панегирической поэзии, просуществовавшей до конца XIX в.

С XV-XVI вв. прослеживается народная литература на тунисском диалекте арабского языка, в которой преобладают стихотворные жанры и до настоящего времени сильны традиции древнеарабской бедуинской поэзии; влияние андалузской поэзии (с XV в.) сказалось исключительно в песне Северного Туниса. В XIX-XX вв. в творчестве народных поэтов (Ларби Нажжар, Ахмад Баргуси и др.) звучат мотивы национально-освободительной борьбы.

Основы современной литературы Туниса были заложены во второй половине XIX в. Идеологами преодоления социально-политической и культурной отсталости Туниса были Махмуд Кабаду (1814-71) и Хайраддин ат-Туниси (1826-89), сочинение которого "Наипрямейший путь к познанию состояний государств" (1867) в равной мере опирается как на социологическое учение Ибн Хальдуна, так и на наследие французского Просвещения. Новые идейные запросы и художественные вкусы, формированию которых способствовало развитие светского образования и прессы, появились в творчестве прозаиков, работавших в неклассических жанрах - исторические биографии и описания путешествий (Мхаммед Байрам, 1830-1889; Мхаммед Снуси, 1850-1900), философские повести (Салех Свиси, 1880-1940).

1920-30-е гг. отмечены в литературе Туниса творчеством поэта-новатора Абулкасима аш-Шабби (1909-34), принесшего в арабскую поэзию идеалы романтизма, новеллиста Али ад-Дуажи (1909-49), в произведениях которого, лирически раскрывающих мир простых людей, видно зарождение реалистического стиля, и провозвестника социалистических идей в Тунисе, публициста Тахара Хаддада (1901-36). В обстановке общественно-политического подъема второй половины 30-х гг. и становления демократической культуры было создано наиболее известное произведение литературы Туниса. XX в. - философская пьеса для чтения Махмудааль-Месади "Плотина" (1939-40, опубликована в 1955), в которой символическое осмысление борьбы за национальное освобождение и социальный прогресс дано с опорой на раннесуфийские концепции мистического пути, что привело автора к идеям, близким французскому экзистенциализму.

В отличие от литературы Алжира и Марокко в литературе Туниса франкоязычная проза, давшая первые образцы современного тунисского романа - Альбер Мемми ("Соляной столп", 1953; "Агарь", 1955), не получила большого развития. Становление национального романа связано с именами Бшира Храйефа ("Банкротство", 1956-1958; "Барг ал-Лил", 1960; "Гроздь фиников", 1969), идеализирующего национальное прошлое и простонародный быт, и Мхаммеда Ларуси аль-Мутви ("Халима", 1964; "Горькая ягода тута", 1967), обращающегося к тематике национально-освободительной борьбы. В 1960-х гг. в литературу Туниса вступила плеяда писателей прогрессивной ориентации, пишущих на двух языках: как прозаики и драматурги - по-арабски, как поэты - по-французски (Мустафа аль-Фарси, Салах Гермади и др.). В их поэзии сильно влияние французского символизма и поэзии французского Сопротивления, в прозе и драматургии ставятся проблемы социально-политического и культурного развития Туниса, осмысляемые как проблемы "третьего мира". Конец 60 - начало 70-х гг. отмечены появлением молодых прозаиков и драматургов, сгруппировавшихся вокруг Клуба новеллы и журнала "Аль-Кысас2 - Иззеддина Медани, Мхаммеда Салеха Джабри, Махмуда Тунси, Хасана Насра и др., произведения которых отличают интенсивные идейные и стилевые искания и широкие заимствования как из традиционной арабской, так и из современной европейской культуры.

Музыка

Тунисская музыка развивалась в русле общей культуры Магриба (воздействие андалузской школы), однако она испытала большее, чем Алжир и Марокко, влияние восточно-арабских традиций (Сирия, Ирак). Традиционная музыка впитала различные системы и стили. Например, лады: "раст" - африканского происхождения, "хусаин" - унаследован от финикиян, "сика" - пришел из Персии, "мазмум" и "муайарсика" соответствуют европейскому мажору и минору. Профессиональная музыка выполняла в основном ритуальную функцию (речитации из Корана, псалмодии, повествующие о жизни пророка, призывы муэдзинов). Музыкальный фольклор (арабская и берберская ветви) своей ладовой основой, метроритмом, инструментарием (дарбука, даф, тар и др.) родственен другим западно-арабским странам (общность нуб - музыкальных произведений типа сюиты, церемониала Исауйя и др.).

Возникновение классической музыки связывается с именами поэтов и музыкантов XV в. Сайда аль-Беджи и Сиди Дрифа.

Светское искусство получило наибольшее развитие в XIX в. Значительную роль сыграло творчество поэта и музыканта Брахима Риаи. Возрастающий интерес к национальной культуре тормозился французской колониальной политикой. За сохранение и развитие национальных традиций выступило общество "Рашидия" (основано в 1935 г. группой молодых музыкантов под руководством Мустафы Сфара), организовавшее курсы пения и игры на традиционных инструментах, национальный оркестр (с 1956 г. - в ведении Национального радио). С завоеванием независимости страны (1956) начался подъем музыкальной культуры. Большое внимание уделяется изучению и пропаганде народной и классической музыки. Широкую деятельность ведет Министерство культуры (организовало несколько музыкальных конгрессов, по его инициативе записаны, расшифрованы и изданы некоторые нубы). В 60-е гг. существовал симфонический оркестр, создана Национальная консерватория. В Тунисе работают крупные музыканты, в их числе Салах аль-Махди, специалист в области арабской музыкальной культуры; А. Хамза, популярный в арабских странах певец. Проводятся международные фестивали, в том числе Карфагенский фестиваль народного искусства (каждые 2 года), ежегодные фестивали танца, музыки и театра в Карфагене, Хаммамете и Табарке; фестивали в Кайруане, "недели искусств", конкурсы.

Театр

Арабо-мусульманская. цивилизация не включала театр в искусство. Так как ислам запрещал публичные зрелища, формирование арабского театра задержалось до XIX в. В 1848 г. М. аль-Наккаш перевел на арабский язык и поставил комедию Мольера "Скупой", что положило начало развитию арабского театрального искусства. В период французского протектората работали только французские труппы. Первый национальный театральный коллектив был создан в 1950 г. в г. Тунис актером Х. Джазири. После провозглашения Туниса республикой в г. Тунис начала работать муниципальная труппа. В 1958 г. приход в эту труппу актера и режиссера А. бен Айеда (с 1963 г. директор) способствовал ее становлению и развитию. Деятельность коллектива была направлена на создание национального тунисского театрального искусства, доступного народным массам, а также на пропаганду классической драматургии. Среди спектаклей - "Гамлет" и "Отелло" У. Шекспира, "Овечий источник" Л. де Вега, "Калигула" А. Камю (в вольном переводе), пьесы национальных драматургов - "Эз-Закк" Э. Мадани и др. Муниципальный театр трижды выступал в "Театре Наций" в Париже. В стране имеются еще 2 профессиональные труппы в гг. Эль-Кеф и Сфакс и около 60 любительских коллективов. Среди театральных деятелей: драматурги - Х. Лабиди, М. Ферси, А. Мекки, Х. Горджи; режиссеры - А. Бразиз, М. Суисси, З. Мугу, А. Радхи; актеры - М. бен Али, З. Фаиза, Д. Лураби, Д. Абду. С 1959 г. функционирует Центр драматического искусства. Ежегодно проводятся недели театра, раз в 2 года организуются фестивали театрального искусства стран Магриба (с 1966 г. - в Монастире) и международных любительских театральных коллективов (с 1964 г. - в Корде). На этих смотрах неоднократно показывались спектакли "Ревизор" Н. В. Гоголя, "Юбилей" А. П. Чехова.

Кино

В 1922 г. один из основоположников национальной кинематографии Ш. Шикли снял короткометражный фильм "Зохра", в 1924 г. - первый полнометражный фильм "Дочь Карфагена". В 1939 г. вышла на экран первая в Тунисе звуковая кинокартина на арабском языке "Безумец из Кайруана" (режиссер Ж. Крези). После завоевания независимости (1956) создано "Тунисское общество по производству и прокату фильмов" (1957).

В 60-70-е гг. выпущены: "Рассвет" (1966), "Повстанец" (1967), "Феллахи" (1970) (режиссер всех фильмов О. Хлифи), посвящены проблеме национальной независимости, "Мохтар" (1968; режиссер С. бен Айша) о жизни современной молодежи, "В краю Тараннани" (1970; режиссеры Ф. Бугедир, Х. Б. Халиф и др.) о тунисском писателе Али ад-Дуажи, "Такая простая история" (1970), "Санжан" (1974; режиссер обоих фильмов А. бен Аммар), "А завтра?" (1972, режиссер И. Бабаи) и др. Среди киноактеров: А. Лотфи, Х. Рашди, С. Ахмед, Х. Шаари, А. Хаиза, Х. Диб, Л. Сайд. С 1966 г. в Карфагене проводится Международный кинофестиваль. Ежегодно выпускается 2-3 художественных фильма. В 1975 г. работало 114 кинотеатров.

О проекте / Поиск туров /Карта сайта / Полезные ссылки / Форум / Вопросы и ответы